5 ключевых изменений для водителей в 2024 году
В прошлом году в ПДД были внесены значительные изменения, включая правила использования электросамокатов, новый подход к регулированию движения на кольцевых перекрестках и разметку на парковках. Также были введены два новых дорожных знака: для зарядки электромобилей и запрета движения автобусов. Начали действовать новые правила проверки водителей на алкогольное опьянение.
В 2024 году автомобилистов ждут еще больше изменений. Они затрагивают процедуру получения водительских удостоверений, штрафы за неуплату проезда по платным дорогам и страховки ОСАГО. Предлагаем обзор основных изменений.
1. Продление срока действия водительских удостоверений, истекающих в 2024 и 2025 годах
Теперь водители могут использовать удостоверения, истекающие в 2024 или 2025 году, еще на три года. Эта поправка начала действовать с 28 декабря 2023 года. Заменить удостоверение будет необходимо лишь в 2027 и 2028 годах, но при желании можно сделать это раньше. Такая возможность распространяется как на личное пользование транспортом, так и на его использование в рамках работы или бизнеса. Дополнительные изменения не требуются.
Изначально эта мера касалась удостоверений, которые истекали с 1 января 2022 года по 31 декабря 2023 года, но позже было принято решение ее расширить. Вопрос о возможности повторного продления удостоверения, если оно уже было продлено на три года в 2022 году, остается не до конца ясным. Возможно, официальные разъяснения будут даны позже.
2. Автовладельцы смогут заключать краткосрочные договоры ОСАГО
Со 2 марта 2024 года автовладельцы смогут заключать договоры ОСАГО на срок от одного дня до трех месяцев. По общим правилам, договор будет вступать в силу через три дня после предоставления страховщику всех необходимых документов. Однако стороны могут указать и более короткий срок, если это необходимо. Такие краткосрочные полисы будут особенно востребованы автовладельцами, редко использующими свои автомобили. Страховые компании обязаны будут применять снижающий коэффициент к страховым тарифам для таких договоров. Информацию об этих коэффициентах страхователи смогут найти на сайтах страховых компаний. Конкретные значения коэффициентов будут устанавливаться страховщиками индивидуально в зависимости от срока действия договора, особенностей ситуации и характеристик водителя.
Кроме того, до 31 декабря 2024 года в некоторых регионах России не будет применяться законодательство об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев ТС. Однако при выезде за пределы этих регионов автовладельцам все равно потребуется полис ОСАГО. Также напомним, что до 1 января 2026 года для граждан, постоянно проживающих в определенных регионах, действуют особенности регистрации автомобилей и выдачи водительских удостоверений.
Планируется также запустить единую систему ОСАГО для России и Белоруссии до 1 октября 2024 года. В этом направлении уже приняты соответствующие проекты законодательных актов, которые находятся на различных этапах утверждения.
3. С 1 апреля 2024 года вступят в силу изменения в порядке сдачи экзаменов на получение водительских прав
Основное изменение касается перечня маневров, которые будут требоваться при практических экзаменах. Например, для категорий "А" и "М" и подкатегории "А1" станет обязательным выполнение упражнения на проезд по "колейной доске" вместо передвижения мотоцикла задним ходом без включения двигателя. Кандидаты также должны будут остановиться перед линией "СТОП", включить нейтральную передачу (если используется ТС с механической коробкой передач), поднять левую руку и покинуть зону упражнения.
Для категории "В" из упражнений исключено начало движения и остановка на спуске, а обгон и опережение будут разрешены только при наличии соответствующей возможности.
Также с 1 апреля изменится периодичность пересдач экзаменов – теперь на четвертую и последующие пересдачи можно будет явиться не ранее чем через 6 месяцев и не позднее чем через 9 месяцев после предыдущего экзамена. Ранее этот срок составлял от 1 до 3 месяцев.
Будут изменены и правила допуска к экзаменам. Например, лица, лишенные прав на управление ТС, или не выполнившие условия возврата водительского удостоверения после лишения, или подвергшиеся административному наказанию за езду в нетрезвом виде, не будут допущены к экзамену. Также будет требоваться определенный опыт управления транспортными средствами для получения прав категории "D" и подкатегории "D1".
Кроме того, вступят в силу новые требования к инструкторам и экзаменаторам. Инструкторы будут обязаны проходить периодическую аттестацию и обучение, чтобы обновлять свои знания и навыки. Экзаменаторы также будут подвергаться строгому контролю и оценке качества проведения экзаменов.
Эти изменения направлены на повышение уровня безопасности дорожного движения и качества подготовки будущих водителей. Все нововведения будут подробно разъяснены и распространены среди всех заинтересованных сторон до вступления в силу.
4. Через год после получения вида на жительство или гражданства Российской Федерации иностранные водительские удостоверения будут признаваться недействительными
С 1 апреля 2024 года иностранные граждане и лица без гражданства могут управлять транспортными средствами на основании иностранных национальных или международных водительских удостоверений только в течение одного года с момента получения вид на жительство или гражданства РФ.
Гражданам России, получившим водительское удостоверение за границей и вернувшимся в страну, также предоставляется год с даты первого въезда для использования иностранного удостоверения. По истечении этого срока им придется получать российское водительское удостоверение. Для некоторых категорий транспортных средств потребуется сдача теоретического экзамена, но переобучение в авто- или мотошколе не понадобится.
Для категорий "С", "D", "СЕ", "DЕ" и подкатегорий "С1", "D1", "С1Е", "D1Е" необходимо будет предоставить документ об обучении и сдать теоретические и практические экзамены. Всем участникам необходимо будет пройти медицинское освидетельствование до сдачи экзаменов.
Для иностранных граждан, получивших вид на жительство или гражданство до 1 апреля 2024 года, действующие иностранные водительские удостоверения останутся действительными до 1 апреля 2025 года. До этой даты российские удостоверения будут выдаваться без экзаменов.
Гражданам России и Республики Беларусь, имеющим вид на жительство в РФ, с белорусскими водительскими удостоверениями, правило о действии иностранных удостоверений в течение года не распространяется. Им будут выдаваться российские удостоверения на основании белорусских без необходимости сдачи экзаменов.
5. С 1 сентября 2024 года регионы получат право устанавливать штрафы за неоплату проезда по платным дорогам
Новые правила будут распространяться только на платные дороги федерального значения, в то время как региональные и местные дороги подпадут под административную ответственность, устанавливаемую субъектами РФ.
Водителям будет предоставлена возможность оплатить штраф в размере 50% при условии внесения платежа в течение 20 дней с момента вынесения постановления. С 1 сентября 2024 года также начнут действовать новые правила размещения дорожных камер. Они должны быть утверждены как средства измерения, иметь соответствующий сертификат и свидетельство о метрологической поверке.
Правительство РФ определит порядок размещения камер, а информация о их местоположении и маршрутах движения с мобильными средствами фиксации будет доступна на сайте МВД России. Стационарные и передвижные средства фиксации могут быть установлены на различных участках дорог, включая аварийно-опасные участки, пересечения дорог с повышенной аварийностью, пешеходные переходы и другие определенные зоны.
Важно отметить, что информация, полученная с камер, не соответствующих установленным требованиям, не будет использоваться для привлечения водителей к административной ответственности.
Теги: автолюбителям, Каменск-Шахтинский, каменск24, новые законы