advertising
logo 8(86365)49-0-49
рекламная служба
8-918-856-87-00
advertising

Полтора века Лихой

Полтора века Лихой
Интересно 3-12-2021
0
43 просмотров

Как небольшая станция превратилась в крупнейший узел

Станция Лихая отметила свой 150-летний юбилей. Она была открыта 28 ноября 1871 года, когда началось движение поездов из Воронежа до Ростова-на-Дону. Тогда там имелся небольшой деревянный вокзал, 8 станционных путей, депо, вмещающее один паровоз, погрузочная стенка, где грузили каменный уголь. 

Строило станцию и дорогу акционерное общество Козлово-Воронежско-Ростовской железной дороги, переименованной в дальнейшем в Юго-Восточную. На юг от Лихой до Ростова дорога тогда была двухпутной, а в северном направлении – однопутной.

Согласно одной из легенд, местный посёлок назвали Лихой со слов императрицы Екатерины II. В 1787 году она, возвращаясь из полугодового Таврического путешествия, во время которого  осматривала присоединённые к России южные земли, остановилась переночевать на безлюдном почтовом тракте, вблизи нынешнего расположения станции. Наутро обнаружили пропажау нескольких вещей, принадлежащих как царице, так и её окружению. В сердцах Екатерина II бросила фразу: «Лихое здесь место». По другой версии, станция и бывшее одноимённое поселение названы так в честь атамана местных разбойников по фамилии Лихачёв.

В 1880-х годах на станции построили деревянное здание вокзала и депо на три паровоза, угольный склад, водокачку с паровыми насосами и пакгауз для коммерческих грузов и багажа пассажиров. 

В 1900 году был открыт для движения участок Царицын – Морозовская – Лихая, связавший Волгу и восточный Донбасс. В начале 1920-х годов одна часть Лиховского узла относилась к Северо-Донецкой железной дороге, а другая – Юго-Восточной. В 1924 году узел полностью отошёл к Юго-Восточной дороге.

«На станции в начале ХХ века было десяток-полтора домов, в которых жили лавочники Акатновы, жандармы Шаповаловы и другая местная «знать», несколько путей с погрузной стенкой (так называлось место, где грузили привезённый на быках уголь), здание вокзала – вот и всё... Главной тяговой силой в Лихой были паровозы серии Ов  и даже такой локомотив, как паровоз серии Ч. Через Лихую от Козлова до Ростова эти паровозы водили пассажирские поезда, которые доставляли пассажиров от начала пути до конечного пункта за неделю. За сутки из Лихой отправлялось 2-3 поезда», – вот такое описание станции есть в книге «История железных дорог на Дону».

В годы Великой Отечественной войны станция Лихая подверглась массированным налётам немецко-фашистской авиации уже в первую неделю войны. Уничтожены были паровозное депо, поворотный круг и разворотный треугольник, угольный склад, водокачка и здание вокзала. Удерживаемый от разрушения железнодорожный мост через реку Северский Донец был взорван отступающими войсками Красной Армии перед самым захватом станции врагом 16 июля 1942 года. 

После освобождения Лихой 13 февраля 1943 года было начато её восстановление с целью обеспечить железнодорожное сообщение на всём протяжении от Ростова до Москвы. Окончанием восстановительных работ станции принято считать 1946 год, когда подняли из развалин железнодорожный мост через Северский Донец.

В 1946 году было организовано Лиховское отделение дороги. В различные годы, находясь в составе Юго-Восточной магистрали, Лиховское отделение простиралось от Чертково – на северном направлении, до станции Кизитеринка – в южном, а на восток доходило  до станций Морозовская и Волгодонская.

Электрификация участка Лихая – Ростов была закончена в 1962 году, и это позволило не только отказаться от паровозной тяги, но и сразу, минуя тепловозную тягу, перейти на обслуживание главного хода Москва – Ростов электровозами.

В 1987 году станция Лихая и Лиховское отделение были переданы Северо-Кавказской железной дороге. В 2001 году Лиховское отделение расформировали и структурно присоединили к Ростовскому отделению СКЖД. В 2008 году в связи с возросшим грузооборотом на участке Лихая – Замчалово был открыт для движения третий путь.

По итогам 2009 года решением правления ОАО «РЖД» вокзал Лихая был признан одним из лучших и отмечен наряду с Белорусским вокзалом Москвы и вокзалом станции Тамбов. 

В 2019 году на станции была открыта комната истории, трудовой и боевой славы Лиховского железнодорожного узла. Этому предшествовала большая работа по сбору экспонатов будущей комнаты, а также подготовка необходимых помещений, площадей и выставочного оборудо­вания.

Владимир Бураков, начальник подразделения по сохранению исторического наследия Северо-Кавказского центра научно-технической информации и библиотек.

Фото: из архива музея истории СКЖД.

Источник: https://gudok.ru/zdr/173/?ID=1588632&archive=59439

Теги: , ,

Поделиться:

Отзывы

Ваш адрес email не будет опубликован.

Минимальный размер отзыва: 100 символов (3-4 предложения). Нажимая кнопку "Добавить отзыв" я соглашаюсь с условиями обработки данных, а также с правилами добавления отзывов

Нажимая кнопку «Отправить комментарий» я подтверждаю, что ознакомлен и согласен с политикой конфиденциальности этого сайта *