7 июня — День краудфандинга
Ежегодно 7 июня, начиная с 2015 года, в России отмечается День краудфандинга. Дата для праздника выбрана в связи с тем, что именно 7 июня в 2012 году официально начал работу один из первых российских краудфандинговых сервисов – сайт Planeta.ru.
Краудфандинг (от англ. сrowd funding, сrowd – «толпа», funding – «финансирование») – это народное финансирование, или коллективное сотрудничество людей, которые добровольно жертвуют / вкладывают свои деньги, как правило через Интернет, чтобы оказать финансовую поддержку какому-либо проекту или организации. На русский же манер краудфандинг можно перевести как – «с миру по нитке».
Цели, для которых средства могут собираться по схеме краудфандинга, в современном обществе бывают совершенно разные – реализация какого-либо продукта (создание книги, диска, фильма…), помощь пострадавшим от стихийных бедствий, любая благотворительная акция, поддержка со стороны болельщиков, финансирование стартап-компаний, малого предпринимательства, частного бизнеса, политических кампаний и многое другое.
Можно сказать, что краудфандинг – это один из современных способов привлечения финансовых средств, и сегодня это действительно работающая модель, успех которой уже подтвержден конкретными примерами. Ведь для предпринимателей он стал реальной альтернативой в деле привлечения денег для своего нового или действующего бизнеса, а также для финансирования новых продуктов или услуг. Схема получения средств состоит в объединении различных сумм от большого количества людей, будь то вклад размером в 100 рублей или же более 1 миллиона.
Вообще по своей сути краудфандинг – явление очень древнее. Когда у человека есть какая-то интересная идея или проект, и он может заинтересовать им других людей, то они «скидываются» на реализацию этого задуманного. В обычной жизни люди пользуются краудфандингом, когда скидываются с друзьями на шашлыки, с соседями – на установку домофона, с однокурсниками – на покупку букета для преподавателя… А вот с изобретением интернета краудфандинг весьма расширился и позволяет получить финансирование на грандиозные проекты без участия банков и прочих финансовых институтов. Процесс стал намного проще и демократичнее.
Но важно помнить, что у краудфандинга есть несколько правил. Прежде всего – это чётко заявленная цель и обозначенная сумма денег. Люди должны сразу видеть и понимать, куда они вкладывают свои деньги. Информация по ходу сбора средств также должна быть открыта для всех. Можно сказать, что краудфандинг требует доверия и креативности.
В западных странах подобная практика существует уже более 20 лет, и там успешных примеров краудфандинга немало. Так, еще в 1997 году поклонники британской рок-группы Marillion организовали и провели интернет-кампанию по сбору средств для финансирования музыкального тура группы по всей территории США. Сама же группа позже применила этот метод для записи и продвижения нескольких своих альбомов. Первым краудфандинговым сайтом для музыки была компания ArtistShare в 2000 году, затем появились и другие. В новом тысячелетии краудфандинг на западе стал применяться буквально повсеместно.
В России краудфандинг также стремительно набирает популярность, им уже активно пользуются как каналом сбора средств на свои проекты и некоммерческие организации, и творческие люди, и политики, и коммерческие структуры…
Одним из успешных примеров данного явления в России и первых в Рунете сервисов коллективного финансирования проектов можно назвать как раз Planeta.ru. По словам основателей, «Планета» стала виртуальным пространством, меняющим реальность и дающим новые возможности для творчества и социальной активности.
Макс Лакмус, сооснователь и идеолог Planeta.ru:
«Будущее может стать таким, каким мы захотим его видеть. Наполненным тем, что мы с вами захотим создать. Интернет-пространство - это не только база знаний, накопленных за века существования человечества, это – проекция ваших мыслей и идей. Сегодня интернет дает нам невиданную ранее свободу действий, новые инструменты и возможности, в том числе, сервисы, позволяющие финансировать проекты онлайн… Поэтому мы и придумали «Планету» – уникальный инструмент, при помощи которого вы можете участвовать в создании музыки, фильмов, книг, изобретений или других интересных, гениальных, важных проектов, которым способен помочь сервис коллективного финансирования».
Федор Мурачковский, генеральный директор и сооснователь Planeta.ru:
«Мы определили для себя, что «Планета» - это социально-сервисная экосистема, которая помогает различными способами монетизировать идеи, творчество и авторский контент. … Наша миссия состоит в том, чтобы максимально упростить отношения между авторами и их сторонниками, между генераторами идей и теми, кого эти идеи интересуют, и способствовать самореализации людей. Мы хотим научить людей, эффективно воплощать в жизнь свои идеи и проекты. В 2014 году «Планета» получила «Премию Рунета -2014» в номинации «Экономика, Бизнес и Инвестиции», я считаю, это признание, как со стороны экспертов Рунета, так и обычных людей, а значит, наше решение сделать подобный проект в России было верным».
За годы существования Planeta.ru через этот сервис собрано более 2 миллиардов и 156 миллионов рублей, запущено более 22 тысяч проектов, успешно реализовано 8 632 проекта. Большинство из них относится к творческим категориям, социальным инициативам и бизнесу. Активно развиваются сферы науки и социального предпринимательства. На сайте зарегистрировано более миллиона пользователей.
Сейчас Planeta.ru – первая краудфандинговая экосистема в мире. Помимо сервиса народного финансирования, на базе платформы работают магазин крауд-товаров, собственные службы доставки, производства мерча, CD и LP-дисков, видеолекторий и направление спецпроектов.
Planeta.ru активно развивает образовательное направление в краудфандинге: в 2015 году в Москве открылась «Школа краудфандинга», в 2016 году – Planeta.ru организовала Первую Всероссийскую «Школу краудфандинга» в регионах, в 2017 году был реализован образовательный спецпроект «Битва технологий» для hardware-стартапов в партнерстве с РВК.
В 2018-м Planeta.ru запустила спецкатегорию «Библиотека Ridero» с крауд-кампаниями литературных авторов (которые впоследствии выпустили книги в издательстве Ridero), а также ряд партнёрских программ с ivi.ru, «Яндекс.Музыкой», Amediateka, Fitmost, Bookmate, «Литрес» и другими.
В 2020-м краудфандинговая площадка представила видеолекторий по обучению крауд-продюсированию на платформе краудпродюсер.рф и первую в России карту крауд-продюсеров – специалистов по упаковке и продвижению крауд-проектов.
В 2022 году на Planeta.ru был установлен новый рекорд краудфандинга в России – группа ДДТ собрала более 25 млн. рублей на предзаказах альбома «Творчество в пустоте».
На русский манер краудфандинг можно перевести как – «с миру по нитке» (Фото: rvlsoft, по лицензии Shutterstock.com)
Теги: какой сегодня праздник, Каменск-Шахтинский, каменск24