ВЦИОМ. Высшее образование: неожиданный ренессанс?
За последние три года престиж высшего образования, ранее устойчиво снижавшийся, пережил неожиданный взлет. Каждый второй опрошенный усматривает связь между ним и получением высокооплачиваемой работы.
Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) представляет данные исследования о том, как россияне воспринимают праздник 25 января, и о влиянии образования на будущее выпускников.
Учиться всегда пригодится
Россияне воспринимают 25 января прежде всего, как День святой Татьяны или Татьянин день (37%), доля россиян, указавших данную ассоциацию, сократилась на 6 п.п. по сравнению с 2018 годом. Следующий по упоминаемости – День студента или День российского студенчества, его назвали 23% населения, в 2018 году его упоминали немного реже – 18%. Каждый второй не смог ответить, какой праздник отмечается 25 января (54%), доля неосведомленных выросла на 6 п.п. по сравнению с 2018 годом.
Осведомленность о том, что 25 января празднуется День святой Татьяны / Татьянин день и День студента выше среди женщин (47% vs. 26% среди мужчин и 29% vs. 16% среди мужчин соответственно), и респондентов с неоконченным высшим и высшим уровнем образования (44% и 29% соответственно). |
Суждение о том, что значимость высшего образования часто преувеличивают, в наше время и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь воспринимается россиянами неоднозначно, опрошенные разделились на две примерно равные группы. Согласных с этим утверждением 45%, а несогласных – 51%. В 2023 году существенно выросла доля россиян, осознающих значимость высшего образования и его влияние на будущие карьерные достижения, по сравнению с 2020 годом показатель вырос на 16 п.п. Это самый высокий показатель за все время измерений.
Молодежь в целом склонна преуменьшать значимость высшего образования: доля тех, кто считает, что в наше время и без него можно сделать удачную карьеру и устроить свою жизнь в этой группе населения наибольшая (60% среди 18-24-летних, 52% среди 25-34- летних). Уровень образования опрошенных также влияет на оценку перспектив, которые открывает получение высшего образования. Наибольшие доли россиян считающих, что без высшего образования можно обойтись и построить карьеру, – среди опрошенных с неполным средним образованием (63%), средним образованием (50%) и средним специальным образованием (51%).
Больше всего тех, кто придерживается обратного мнения и считает, что высшее образование необходимая составляющая построения удачной карьеры, среди россиян с неоконченным высшим и высшим уровнем образования (59%).
По мнению россиян, хорошо оплачиваемую работу в будущем выпускнику надежнее гарантирует высшее образование (47%). Другие мнения звучали реже: среднее специальное образование (колледж, техникум) указали 17% опрошенных, столько же не смогли определиться, какой уровень образования может служить гарантией хорошо оплачиваемой работы в будущем. Придерживаются категоричного мнения, что ни высшее, ни среднее специальное образование не дают уверенности, что выпускник получит высокооплачиваемую работу – 12%.
Большинство считающих, что высшее образование гарантирует хорошо оплачиваемую работу в будущем, среди россиян с неоконченным высшим и высшим уровнем образования (52%), наименьшая – среди россиян с неполным средним образованием (23%).
Больше всего тех, кто не верит в эффективность для будущего трудоустройства и достойного заработка ни высшего, ни среднего специального образования в группе имеющих неполное среднее образование (41%).
Рассматривать среднее специальное образование (колледж, техникум), как «счастливый билет» в будущее больше склонны те, кто получил такое образование (23%). |